Светское поведение – Какие существуют основные правила светского этикета?

Содержание

Какие существуют основные правила светского этикета?

Светский этикет представляет собой систему правил светского поведения, дающую возможность индивидуумам культурно общаться в рамках пристойного поведения и допустимой вежливости. Правила светского этикета абсолютно условны, поскольку нормы поведения в социуме под влиянием времени достаточно сильно изменяются. То, что когда-то считалось верхом неприличия, в наше время носит общепринятый характер; недопустимое в каком-то одном случае поведение может быть вполне уместным в другом.

Основными принципами правил светской жизни и этикета являются:

  • вежливость;
  • скромность;
  • тактичность.

Вежливость проявляется в приветствии, в разговоре с человеком, в способности запомнить его имя, мелкие подробности и яркие события его жизни.

Тактичность и бестактность

Чувство такта не менее важно в общении с людьми. Оно подразумевает внимательное и уважительное отношение к предмету общения, желание и возможность понять и почувствовать его настроение, способность оградить человека от горечи и обиды. Поведение воспитанного человека тактично не только в обществе, но и дома, он неспособен нарушать порядок, незаслуженно нанести кому-либо обиду или оскорбление. Научиться быть тактичным очень сложно, ведь он зависит не только от воспитания, а и от характера и силы желания конкретного человека.

Чувству собственного достоинства воспитанного человека присуща и скромность. Скромный человек не проявляет превосходства в чем-то, не требует особых привилегий или услуг.

Вписаны в светский этикет основные правила поведения в свете. Неравенство личностей по этикету проявляется в виде преимуществ, которые есть у:

  • дам перед лицами противоположного пола;
  • старших по возрасту перед младшими;
  • больных людей перед здоровыми;
  • начальства перед нижестоящими коллегами.

Мужчине положено снимать головной убор при входе в помещение, дама в помещении шляпку и перчатки может не снимать. На каком бы месте в автомобиле не сидела женщина, мужчина должен выйти первым, открыть ее дверцу и помочь выйти даме.

При входе в транспортное средство абсолютно логично поддержать старшего по возрасту человека, пропустить его вперед. Выходя из транспорта – выйти первым и подать руку. Первыми приветствуют старших людей молодые, тот, кто пришел – присутствующих.

Воспитанный человек обязан не только знать и соблюдать правила вежливости и светского этикета, но и понимать необходимость их применения. В обществе придается огромное значение способности коммуникации в любой обстановке, легкому налаживанию контактов и взаимоотношений, приводящему к взаимопониманию.

Нормы светского поведения касаются абсолютно всех аспектов жизни человека и обуславливают его поведение на работе, дома, в гостях, в общественных местах.

Правила хорошего тона в повседневной жизни

Обыкновенному человеку достаточно знания основ хороших манер, чтобы в социуме вести себя сдержанно и вежливо, не создавая проблем в общении с другими людьми. Но чем выше место человека в социальной лестнице, тем строже требования к знанию правил светского этикета.

Одно из важных требований и светского, и делового этикета – умение слушать собеседника.

Не тактично прерывать другого человека, еще недопустимее обсуждать отсутствующего, сплетничать о нем, говорить гадости о близких людях в чьем-либо присутствии, с презрением и неуважением говорить о стране, в которой живешь. Во время разговора не прилично лишнее любопытство, особенно об интимных сферах жизни собеседника. Не принято интересоваться возрастом дамы или шутить на эту тему.

В светском разговоре не принято говорить о политике, затрагивать вопросы религии, обсуждать состояние здоровья и интересоваться финансовым состоянием. Моветоном считается отказ от предлагаемых в гостях блюд под предлогом «сижу на диете», это информация очень личная и не должна выноситься во всеуслышание.

Среди огромного количества правил светского этикета важное место занимает гостевой этикет.

Надо твердо помнить, что в гости являются только по приглашению, согласую заранее дату визита и время. Исключение допускается по отношению к родственникам или очень близким друзьям. Приглашать в гости необходимо как минимум за неделю, чтобы приглашенный мог скорректировать свой график. Неприлично устно приглашать в гости в присутствии тех, кто не удостоился приглашения. Некорректно без предупреждения приводить с собой детей или своих знакомых, являться раньше установленного часа. Так же недопустимо необоснованное опоздание более 15-ти минут, в таком случае гость обязан извиниться перед хозяевами.

Уход инициирует только приглашаемый, причем затянувшееся до неприличия присутствие крайне неэтично. На следующий после визита день необходимо еще раз поблагодарить хозяев лично или по телефону.

Душевный комфорт нашего бытия зависит от знаний правил хорошего тона, от умения применять их в любых ситуациях, чтобы сделать жизнь лучше и светлее.

womee.ru

Светский этикет

Раньше, под словом «свет» подразумевалось интелигентное :привилегированное и благовоспитанное общество. «свет» состоял из людей ,отличающихся своим умом, ученостью, каким-либо талантом, или хотя бы своей вежливостью .В настоящее время понятие «свет» отходит ,но светские правила поведения остаются. Светский этикет — это ничто иное ,как знание приличий ,умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобще одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого-бы то ни было.

Правила разговора

Вот несколько принципов ,которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать — это вторая по значимости вещь после манеры одеваться ,на которую человек обращает вниание и по-которой складывается первое в печатление у человека о его собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естесственным ,но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом,веселым ,но не производить шума, вежливым но не утрируя вежливость. В «свете» говорят обо всем,но ни во что не углубляются.В разговорах следует избегать всякой серъезной полемики, особенно в разговорах о политикеи религии.

Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека ,как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали ,нужно самому других слушать других или по-крайней мере делать вид ,что вы слушаете.

В обществе не следует начинать говорить о себе ,пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.

Как вести себя за столом

Не нужно торопиться рскладывать свою салфетку ,лучше подождать ,пока другие это сделают. Неприлично вытирать свои приборы в гостях,у знкомых ,так как этим вы показываете свое недоверие к хозяевам ,но это позволительно в ресторанах.

Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой,чтобы не крошить на скатерть ,резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя.

Суп следует есть не с конца ложки ,а с бокового края.

Для устриц, омаров да и вообще для всех мягких блюд (таких как мясо,рыба и т.п.) следует употребять только ножи.

Считается очень неприличным есть фрукты, откусыая прямо от них. Нужно ножем очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только после этого есть.

Никто не должен просить ,чтобы ему первому поднесли блюдо выказывая каким-либо образом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить ,то следует протянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим указательным и средним пальцами правой руки .Нужно избегать оставлять в своем стакане вино или воду , которые могут пролиться .

Вставая из-за стола вовсе не следует складывать свою салфетку и естесственно очень не прилично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по-крайней мере полчаса.

Буфет

Посуда.Столовая посуда разделяется на три части: столовая, чайная и дессертная.Кроме того посуда делиться по видам материалов из которых изготовлена.

Серебро. Как правило посуда из серебрв представляет собой:блюда для пирожного,ложки ,вилки,ножи,солонки.Мельхиор употребляется для изготовления тех же видов посуды,что и серебро, но естесственно мельхиоровая посуда намного дешевле серебряной.

Хрусталь. Из него обычно делаются графины ,рюмки ,солонки, стаканы ,блюдечки,сахарницы,вазочки для варенья и для фруктов.

Фарфор, фаянс.Основная масса посуды состоит именно из фарфоровой или фаянсовой посуды.Сюда относятся тарелки ,чашки, соусники.Фаянс в основном используется для более грубых видов посуды .

studfiles.net

Правильное светское поведение. Елизавета Боярская о злободневных контекстах и новом витке моды на театр

Через неделю в Малом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоится премьера спектакля «1926» по переписке Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. В ролях поэтов — Анатолий Белый и Елизавета Боярская, с которой «ДП» поговорил о постановке, злободневных контекстах и новом витке моды на театр.

Роман в письмах между Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком, о котором идет речь в вашем новом спектакле, — в переводе на современный язык — виртуальный.

Герой поменял пол. Режиссер Анна Пармас о своем новом фильме, российских комедиях и их зрителях Интервью

Герой поменял пол. Режиссер Анна Пармас о своем новом фильме, российских комедиях и их зрителях

— Чтобы сделать сюжет привлекательным для современной молодежи, наверное, можно использовать и слово «виртуальный». Но оно скорее для маркетингового хода.

На самом деле эта реальная переписка — фантастическое художественное произведение. Не виртуальная любовь, а, скорее, эфемерная, платоническая. Любовь на бумаге. В жизни ведь наши герои почти не виделись. Все их отношения — в эпистолярном жанре. Сейчас бы так не могло быть вообще.

Сейчас как раз принято рассуждать о том, как скудеет наш письменный язык. Насколько сюжет о романе в письмах, не вылившемся ни во что телесное, будет близок современной аудитории?

— Язык переписки Цветаевой и Пастернака сложный, ничего не скажу. Иной раз мы, фантазируя, как можно расшифровать то или иное письмо, хватались за голову. Но чувства–то наши герои испытывали те же самые, что и мы сейчас: страх, ревность, отчаяние, колоссальное одиночество. Просто мы находимся в гораздо более благополучных обстоятельствах.

А вот язык поменялся, конечно, колоссально, как и способ общения. Хотя и сейчас, уверена, есть люди, которые пытаются поддерживать в переписке — хоть эсэмэсками, хоть электронными письмами — возвышенный штиль.

Отдадим должное, и в начале ХХ века таких тоже были единицы.

— Безусловно, в постановке речь о небожителях. Но и сегодня даже короткий электронный жанр может стать пространством для серьезного высказывания. Что и делают, кстати, многие блогеры. Хотя лично для меня интернет–пространство более чуждо. Я хоть письма не пишу, но вся обложена тетрадками, бумагами. Не умею делать заметки в телефоне и вообще ничего, связанного с электроникой.

Честная оценка. Режиссер Александр Котт об эмоциональной тишине и о том, почему не на всякое кино стоит пускать школьников Интервью

Честная оценка. Режиссер Александр Котт об эмоциональной тишине и о том, почему не на всякое кино стоит пускать школьников

Что касается переписки Марины Ивановны и Бориса Леонидовича, это, понятно, уникальный случай. Мы берем конкретно 1926 год — а их отношения длились гораздо дольше.

Почему именно 1926–й? Мы с самого начала пытались понять, какая поэтическая канва должна быть у нашей истории. У Цветаевой ведь огромный разброс стихов, но ее поэмы — еще более особенные, уникальные. Она ломает все стереотипы даже Серебряного века. Вообще не церемонится ни с размером, ни со звукописью. Пишет как хочет, без лекал.

В итоге мы выбрали поэму «Крысолов», потому что пытались объединить сразу несколько тем из личной биографии и Цветаевой (период после смерти дочери и рождения сына), и Пастернака. В 1926 году у него не самый блестящий период, когда он вроде и признан, и в то же время катастрофически не по достоинству, и семейные отношения у него сложные, и упадок литературных возможностей. Переписка — единственное, что держит этих людей на том космическом уровне, для которого они рождены. Они в нее взлетают: он — от своего Переделкино и похождений по инстанциям советских госучреждений, а она — от своих постирушек, быта и всего того, за счет чего выживала.

«Крысолов» был написан именно в 1926 году. И сам сюжет, и исторический момент позволяют говорить нам и о контексте эпохи.

Биографии Цветаевой и Пастернака — вообще готовая иллюстрация к учебнику истории. И сильно связаны с политикой.

— Это обстоятельства, на фоне которых развивается наш сюжет. Это не то, про что мы говорим, потому что чувства и острота мыслей гораздо важнее, но контекста избежать невозможно: это и эмиграция Цветаевой, и ее недопопытки вернуться, и старания Пастернака вернуть ее на Родину, потому что она русская поэтесса и должна писать для российского читателя. И все его походы и письма к чиновным единицам, и жизнь в условиях цензуры.

В конце концов, если бы Цветаева и Пастернак жили в иных политических условиях, и судьбы их сложились бы совершенно иначе.

Поэтому «Крысолов», построенный на средневековой легенде о человеке, который с помощью дудочки увел сначала крыс, а потом детей, так фантастически ложится в контекст этой исторической эпохи. Этот сюжет вообще повторяется из века в век, когда каждый раз появляется очередной крысолов и он так свеж, прекрасен и привлекателен, что за ним идут тучи людей, стада, толпы, которые верят, что он наконец приведет их к лучшему будущему, а заканчивается все одним и тем же.

В 1926 году имеются как минимум два таких крысолова — тот, рядом с которым живет Пастернак, и европейский, с которым живет Цветаева. Стоит предположить, что она не случайно взяла именно в этот момент именно эту тему для поэмы.

Это ведь еще и очень женская история. Насколько вам комфортно внутри нее? Есть ли такой женский образ, который вы никогда не хотели бы на себя примерять?

— Мне сейчас на ум пришла та же Катерина Львовна, которую я играю у Лескова («Леди Макбет Мценского уезда». — Ред.). Она пошла на страшные деяния, убила и свекра, и мужа, и ребенка — все во имя любви, в которой нуждалась всю жизнь, зубами для себя выгрызала. Можно было бы по нравственным соображениям заявить: я никогда не буду играть женщину, которая убивает детей. Это даже звучит жутко. И, конечно, ее и обвиняешь, и понимаешь, до чего человека нельзя доводить, чтобы он мог проявить себя в такой форме. Но это надо рассматривать.

Интересны сложные персонажи, неоднозначные. Цветаева, мягко сказать, неоднозначна.

С формальной точки зрения неоднозначна вся история отношений этих двух поэтов. У обоих легальные семьи, дети. И параллельный роман, о котором тоже все в курсе. Хотя это вполне в правилах декаданса.

— Конечно, в этом есть влияние эпохи. Не иметь роман внутри поэтического круга было практически моветоном. Да и вся биография Цветаевой — чувственно–любовная — пестрит самыми разными, не похожими друг на друга людьми. Но, мне кажется, она только за счет этого и жила, и питалась. Это был ее аккумулятор для творчества.

Иначе бы она зарылась в свою колоссальную неприкаянность и бытовое неблагополучие: то одна квартира, то другая, то у соседки живет, дочку пришлось отдать в детдом, чтобы она имела хотя бы постоянный кусок хлеба, а она там умерла. Мужа любит, но относится как к своей доле, к кресту, который несет.

У вас, исходя из содержания этой переписки, не складывается впечатление, что и Пастернак отчасти был для Цветаевой долей? Отношения их складывались, скажем так, не совсем равноправно, он же находился в гораздо более выгодном положении, чем она.

— И при этом в письмах он утверждает совершенно обратное. «Как тебе там хорошо, как ты чудно работаешь!» Пастернак фантастически талантлив и настолько же наивен, капризен. У него вообще очень много немужских проявлений. Большой ребенок. Очень искренний. Если делает что–то — то никогда для выгоды. А она такова, что ей нужно все сразу, здесь и сейчас. Если ты мой — то весь, на 100%, несмотря на то что это в письме. Он же: у меня жена, приехали родственники, сын заболел. Плюс реальные — вовсе не в письмах — романы, уход от жены.

Но при всем этом только Цветаева умудрялась вытаскивать его на свою орбиту, вынуждала на гораздо большие амплитуды чувств. Это был не флирт, а то, что поддерживало его личностный и творческий тонус.

Вопрос об окартинивании. В спектакле, как я понимаю, костюмы и декорации будут лаконичными, как это сейчас принято.

— Костюмы есть, декорация в большей степени для проецирования. Наш художник–постановщик Глеб Фильштинский, который сейчас очень увлеченно занимается мэпингом, задействует его и в нашей камерной истории.

Сейчас вообще модно минимизировать на сцене все, что может отвлекать от актерской игры. С вашей точки зрения, это оправданно?

— С точки зрения актрисы — это замечательно, потому что все сосредоточено на тебе. Здорово, конечно, когда декорация эффектна и существует, бывает, даже отдельно от артистов.

Но бывает иногда такая забубенная декорация, а на сцене ничего интересного.

Поэтому для меня самый интересный драматический спектакль — тот, где я слежу только за артистами и художественное пространство, не перетягивая внимания, талантливо подчеркивает драматический контекст.

За последнее время что–то подобное видели, что бы вас настолько заворожило?

— Мы весной были на гастролях в Америках, и я посмотрела мюзикл «Гамильтон», который сейчас — самый топ на Бродвее. Там очень простая декорация. Очень подробная, двухэтажная, но — формальная, а то, что делают сами артисты, настолько круто, что запоминаешь их, а не прекрасную профессиональную декорацию.

У Додина все спектакли сейчас достаточно аскетичны. В «Трех сестрах» у нас просто остов дома и пустое крыльцо. Для «Гамлета» очень сложно — сутки — устанавливается декорация, а пространство все равно очень аскетичное, хотя и очень выразительное.

Давно, честно сказать, не была на постановках, где были бы комнаты, реквизит, шкатулочки.

Не скучаете по этому антуражу?

— Вообще нет. Где–то это, конечно, работает как прием. Например, в спектакле «Иванов» в Театре наций. Там это делается специально, чтобы гипертрофировать, показать как сквозь лупу атмосферу, в которой главный герой живет и из которой он пытается вырваться. Действие перенесено в современность. Например, дача — это такая среднестатистическая загородная чиновничья баня, где висят шкуры, устроен камин, стоят всякие дурацкие фарфоровые статуэтки и навалены обтоптанные икеевские тапочки. Все, чтобы уподробнить атмосферу современного мещанства. Или ЗАГС: со стенами отвратительного цвета, чудовищными стульями и вульгарным зеркалом в резной новодельной раме. Все как положено.

В этом есть цель. Но вообще, чтобы обеспечить подробное существование артиста — чтобы он и попить мог, и почесаться, и почитать, все это необязательно. Можно и без декораций.

Равно как и без костюмов.

— Если связи, смыслы плохо разобраны — то не спасет ничто, в том числе костюмы. Потому что мы должны заниматься смыслом и сутью, говорить о том, что у нас болит и о чем мы молчать не можем. У меня есть несколько примеров. Те же «Три сестры» и «Вишневый сад» по Чехову у Додина. Их мы играем все–таки в историческом костюме. Но спектакли построены так, что это ультрасовременно. То, что переживают и сестры, и Раневская, зритель может обнаружить в себе. Поэтому ему глубоко все равно, в чем играют.

Или в то же время «Иванов» — намеренно перенесенный в современность. Но то, что мы играем его в современной одежде, вовсе не является главной фишкой этой постановки. Вот, мол, глядите — каково!

Вернемся к «1926». Вы сами говорите о том, что постановка камерная. Она рассчитана (или обречена?) на узкую аудиторию?

— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы она обрела популярность. Но надо отдавать себе отчет, что тема, которую мы берем, действительно для узкого круга. Поэзия сейчас, прямо скажем, не самый востребованный жанр. Да, фамилии Цветаевой и Пастернака на слуху. Но формат переписки плюс «Крысолов»… Точно есть зритель — первый, — которого привлечет именно этот набор. А дальше вслед за эстетской публикой уже может пойти и тот зритель, который ходит на самые разнообразные, более доступные спектакли.

Мы уже упомянули об историческом контексте. Сейчас многие полагают, что театр обязан быть политизирован и любая постановка бесполезна, если это не манифест. С вашей точки зрения, политике на сцене место?

— Убеждена, что режиссер не может не отображать ту эпоху, в которую творит, это правда. Но искусственно использовать конъюнктуру, выпячивать политические контексты, мне кажется, не нужно. Если они рождаются сами — от них никуда не деться. Если ты берешь Брехта — он всегда острополитичен, или находишь острые нюансы у Олби, в Шекспире. Но мне не нравится, когда это выглядит навязчиво и тебе это засовывают в уши.

Мне, например, интересен наш «Гамлет», когда я понимаю, что это — герой сегодняшнего времени. Не то чтобы Брейвик, но и совсем не лирик, который расхаживает по замку, думая, как бы отомстить за отца. Это самый страшный человек в сюжете, который добивается своего, и вот благодаря ему проливается невероятное количество крови, и мать мертва, и Офелия. Это — высказывание, это — понимание художника, в данном случае Додина. Но мы все равно играем классику. Главное, что режиссеру есть что сказать: естественно, культурно и художественно.

Есть мнение, что любое производство — в том числе культурное, театральное, — если не окупаемо, значит, не оправданно. По вашим ощущениям изнутри, в современной российской действительности театр в состоянии выжить самостоятельно или ему обязательно нужна бюджетная или спонсорская подпорка?

— Я, наверное, только дилетантски могу рассуждать на эту тему, у меня задача другая. Но, думаю, что должен быть либо частный инвестор, либо господдержка, потому что в наших условиях самостоятельное выживание утопично.

Есть Мариинский театр, который, стоит думать, окупаем — хотя это только предположение. Но драматическим театрам тяжело. Хотя это тоже очень разные истории: есть государственные учреждения, а есть такие, как Театр наций, где не труппа, а приглашенные артисты, много премьер, проектов, постановок, огромное количество названий, зрителя усиленно привлекают — и он идет и платит деньги. В общем, каждый крутится как может.

Следующим вопросом должно было бы быть: а зачем в таком случае нам так много театров?

— Наверное, много. Но это неплохо. Уж лучше пусть будет больше театров, чем пабов. Хотя и пабы тоже нужны. Грустнее, что есть плохие театры, куда лучше не ходить.

Вы из профессиональной театральной семьи и зрителей вынуждены наблюдать с детства. На ваш взгляд, они с годами изменились?

— Не могу рассуждать про тех, кто ходил на спектакли родителей, потому что на зрителей я тогда не особо обращала внимания. Сама я на сцене около 10 лет и могу утверждать: в театре стало появляться очень много молодежи. Сейчас походы в театр снова стали модой, как здоровый образ жизни или чтение книг. Понятно, что есть сегмент людей, для которых соцсети заменяют все. Но те, кто считает себя продвинутым, полагают обязательным сходить на премьеры и потом обсудить их. Это какое–то новое — правильное — светское поведение. Например, «Братья и сестры» идут много лет, и вроде бы уже весь Петербург на них переходил, а сейчас стал появляться новый зритель. Есть и возрастные люди, но очень много молодежи. И она идет смотреть спектакль про послевоенную деревню, который длится 6 часов. Хотя я прекрасно понимаю, что это все равно, наверное, узкий сегмент. У нас 300 мест в зале. Интересно было бы узнать реальную статистику.

Наталья Гладышева Все статьи автора

20 января 2019, 08:58 20870

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

www.dp.ru

Светскость Светский | Что такое Светскость Светский

Светская хроника — это, прежде всего, искусство показывать, как купаются

 в роскоши те, кто на самом деле плавает в дерьме.

Афоризмы о светском обществе

    Светскость как качество личности – способность отвечать надуманным правилам, нормам и требованиям, принятым в свете; быть внешне утончённо-воспитанным, изысканным. 

        И какому «умнику» пришло в голову назвать светских ослиц львицами?

        Встречаются две светские львицы. — Милочка, я смотрю: у тебя сегодня чудный однотонный макияж! — Но позволь, он вовсе не одноцветный! — А я про цвет ничего и не говорю. Я о его весе.

       Hа одном из светских ужинов было много наpоду, и мальчик, сынишка хозяев все вpемя кpутился у всех под ногами и всем мешал. К нему подошел Ржевский, что-то сказал и отвел в комнату. После этого мальчик весь вечеp не появлялся в зале. В конце вечеpинки к Ржевскому подошел один из гостей и сказал: — А из Вас, поpучик, оказывается неплохой воспитатель! Что Вы мальчику сказали? — Hичего… Я научил его онанизму…

          Светскость – приют для гордыни, высокомерия, интриганства и колкостей. Всё  здесь дежурно, искусственно и натянуто: дежурные улыбки,  искусственные движения и фразы, натянутая атмосфера. Внешне светский человек выглядит открытым, но на самом деле он напряжён, зажат и скован. Светское общество приветствует пафосность, крутизну и роскошность.

      Николя де Шамфор писал: «Порою мне кажется, что те, из кого состоит светское общество, втайне знают истинную себе цену. Я не раз замечал, что они уважают людей, которые нисколько с этим обществом не считаются. Нередко, чтобы стяжать мнение света, нужно лишь глубоко презирать его, и притом презирать откровенно, искренне, прямодушно, без притворства и бахвальства».

     Светское общество — случайное сборище много возомнивших о себе людей, живущих сплетнями, пустословием, интригами и минутными эстетическими впечатлениями. Вовенарг правильно  подметил: «Светские люди не говорят о таких мелочах, о каких судачит народ, но и народ не интересуется таким вздором, каким заняты светские люди».

    Светское общество – карнавал глупостей и легкомыслия, где проходит «жизнь пустая, мчатся дни своим чередом». В светском обществе распространён юмор за чужой счёт. Муж в присутствии своих друзей подшучивает над своей женой, она напоказ насмехается  над мужем. Такое светское поведение супругов разрушает семью. Светское общение превращается  в сборище, где отношения поливаются испражнениями речи. После такой светской вечеринки отношения супругов в испражнениях. Потом надо восстанавливаться несколько недель, чтоб они опять как-то начали функционировать.

     Светскость игнорирует дружбу. Эгоизм в светском обществе запредельно зашкаливает, на тонком уровне образуется зловонная атмосфера. Китайский философ Хун Цзычен в книге «Вкус Корней» пишет: «Горные травы никто нарочно не поливает. Диких птиц никто нарочно не кормит. Но на вкус они душисты и нежны. Когда мы научимся не связывать себя условиями светской жизни, разве не очистимся мы от ее зловония?»

     Современное светское общество – тусовка тщеславия, непомерного честолюбия и бездарности. Все друг друга хвалят, а за глаза насмехаются и осуждают. Словом, пустота, игра и лицемерие. Всё это разительно отличается от светскости пушкинских времён.

     С.Ю. Рябцев в «Истории русской культуры» рассказывает, что вечером, после спектакля, светский человек нередко отправлялся на бал. Помните, как начал свой день Евгений Онегин:

Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно;
Везде поспеть не мудрено.

    Знать давала балы по определенным дням недели. Начинались они поздно — в 9—10 часов вечера. Несмотря на это, светские “львы” предпочитали опоздать на часок-другой. Накануне вторжения французов московское дворянство веселилось, наверное, как никогда ранее. Почти все дни недели были расписаны: четверг — бал у графа Нарышкина, пятница — у Апраксина, воскресенье — у Архарова, и т. д. В иной день можно было побывать за вечер на двух и более балах.

 Едва оправившись от разорения, Москва снова предалась веселью. Вот “отчет” о развлечениях в первопрестольной за январь 1815 г. из письма одной светской дамы: в субботу танцевали до пяти утра у Оболенских, в понедельник до трех — у Голицыных, в четверг предстоит костюмированный бал у Рябининой, в субботу — снова вечер у Оболенских, а в воскресенье званы к графу Толстому на завтрак, после которого будут танцы, а вечером в тот же день танцы у Голицына. В конце письма дама жалуется, что устала от балов.

      В назначенный день и час к подъезду богатого дома съезжались экипажи гостей. Лакей в ливрее громогласно объявлял о прибытии имярек. Хозяева встречали гостей в передней и провожали в гостиную. Повсюду горели свечи, блистал паркет, сверкали зеркала, прогуливалась разнаряженная публика:

…Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота…

    Главным развлечением балов были танцы. Детей в дворянских семьях обучали танцам с пяти-шести лет. Приобретенные навыки закрепляли на особых, детских балах. Со временем приходила и ловкость, и свобода движений. Тот, кто хорошо танцевал, уверенно чувствовал себя на балах. Более того, изящество движений, хорошая осанка, приобретенные на уроках танцев, в светском обществе считались признаком хорошего тона.

      В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, пришедшим на смену манерному менуэту ХVIII столетия. Обычно его начинала хозяйка дома в паре с кем-то из именитых гостей. Если на балу присутствовала августейшая фамилия, то в первой паре с хозяйкой шел сам император, во второй — хозяин дома с императрицей. Вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой

    При Павле I вальс подвергся гонению как непристойный танец. Да и в пушкинское время он продолжал считаться излишне вольным. Виданное ли дело, кавалер обнимал даму за талию Поэтому вальс в пушкинское время танцевала преимущественно молодежь. В разгар бала исполняли мазурку. Именно в это время Онегин, как истинный светский “лев”, прибыл на бал. «Соль»мазурки составляло мужское соло, где кавалер мог продемонстрировать всю свою ловкость и темперамент:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…

      Особенно зрелищно выглядела та часть мазурки, когда кавалер становился на колено, обводил вокруг себя даму и целовал ее руку. Завершал бал, как правило, котильон — вид кадрили, танец-игра. Первая пара выделывала различные фигуры, подчас забавные и смешные, которые должны были повторять остальные танцующие В светском обществе, в особенности на балу, ценилось умение кавалеров развлекать дам. Веселый анекдотец, короткий занимательный рассказ, замысловатый комплимент, любовное признание — вот основные жанры бальной словесности, называвшейся «мазурочной болтовней». Владея ею в совершенстве, какой-нибудь безусый поручик, умеющий к тому же ловко танцевать, мог чувствовать себя увереннее иного заслуженного полковника. Балы заканчивались под утро. Уставшие, полусонные, но довольные гости разъезжались по домам:

Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Вот так протекала день за днем, год за годом жизнь иного светского человека:

Проснется за полдень и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра
И завтра то же, что вчера.

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

 

podskazki.info

Утраченные традиции светского этикета. | Само совершенство(-вание)

Со свержением царского режима и с началом борьбы со всем буржуазным мы постепенно утратили и то, что было ценным в те времена, и продолжает высоко цениться ныне. Мы утратили основы светского этикета, а слово «благовоспитанный» теперь уже считается устаревшим.

А давайте-ка вспомним, что вкладывалось в это понятие благовоспитанности в прошлом и что составляло основу светского этикета в те далёкие времена.

В понятие этикета тогда входил свод правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии общества, которые было принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.

Само слово «благовоспитанный» показывает, что хорошие манеры были приобретаемые, привитые воспитанием. Действительно благое, хорошее воспитание  В те далёкие времена 18-19 веков с самого нежного детского возраста о ребёнке заботилась его нянюшка, которая следила за тем, чтобы вверенное ей дитя было вежливо, опрятно и послушно. Затем гувернёры и гувернантки дома и в школе продолжали то, что было начато няней. И наконец, с переходом из детского в юношеский возраст молодые особы начинают бывать в обществе. Здесь, под руководством матери они заканчивают своё воспитание, окончательно усваивая весь цикл приличных манер и светского этикета.

Из выше сказанного вовсе не значит, что умение держать себя в обществе и усвоение правил хорошего тона и оттачивание навыков светского этикета может быть приобретено только в детстве путём воспитания.

Жизненный опыт показывает, что каждый взрослый человек, выросший в деревне или где-нибудь за прилавком, вполне может перевоспитать себя сам. Для этого необходимы энергия, достаточная доза ума и наблюдательности, по возможности частое посещение приличного общества и чтение полезных для ума и сердца книг.

У приличного общества есть свой кодекс. Правила этого кодекса могут быть изучены путём практики и теории.

Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума

А.Теннисон

Под словом «свет» подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество в какой-либо более или менее цивилизованной стране.

«Свет»  состоит из людей, примечательных своим умом, образованностью, каким-нибудь талантом, природными или приобретёнными посредством цивилизации достоинствами, а главное, отличающиеся вежливостью и приличиями.

Быть названным «светским человеком» значит получить похвалу. Знать светское обращение означает обладать всеми качествами благовоспитанности: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.

Учтивость.

Основой учтивости является добросердечие, общая внимательность , предупредительность ко всем и каждому. Это врождённое стремление относиться к каждому с тем уважением и вниманием, на которые он имеет право в соответствии со своим поведением и положением в свете.

Главные правила учтивости:

  1. Снимать шляпу при поклонах, когда находишься в компании, где все другие мужчины по каким-либо причинам присутствуют без головных уборов.
  2. Отвечать на поклон.
  3. Уступать дорогу дамам и стариками.
  4. Становиться у камина так, чтобы не мешать греться другим.
  5. Кресла уступать дамам и старикам, а самому довольствоваться стулом.
  6. О чём бы вы ни рассуждали, говорить надо без излишней горячности и страстности.
  7. Избегать всякого рода неприличных фраз и тривиальных выражений.
  8. Никогда не спрашивать у дам и стариков, сколько им лет.
  9. Никогда не забывайте французскую пословицу «В доме повешенного не говорите о верёвке».
  10. Будьте снисходительны, не обращайте внимания на те маленькие слабости и упущения против светских привил и приличий, которые допускают некоторые люди.
  11. Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые не понимают этого языка.
  12. Не говорите неуважительно о какой-либо профессии. Например, разговаривая с купцом, не поносите торговлю. А общаясь с артистом, не отзывайтесь пренебрежительно об искусстве, которому он себя посвятил.
  13. Всякий спор или возражение  — это неодобрение чужого мнения. Будьте осторожны в разговоре, чтобы не оскорбить самолюбие того, чьё мнение вы хотите оспаривать.
  14. Умейте терпеливо выслушивать и те мнения, с которыми вы не можете согласиться. Людей, говорящих хорошо, очень много. И очень редки люди, умеющие хорошо выслушивать.
  15. Никому не говорите таких вещей и таким тоном, за которые потом придётся извиняться.

Отсутствие учтивости, как и преувеличенная вежливость, считаются недостатками. Отсутствие первого нас оскорбляет, а наличие второго – тяготит.

Чтобы быть по-настоящему учтивым, развивайте свои душевные навыки и качества.

Когда ваша душа печально сживается от осознания, что вам придётся огорчить кого-то, как тело сжимается, когда ему наносят рану – это и есть признак истинной учтивости.

Между человеком учтивым по природе и человеком, который тщательно выполняет предписания, существует огромная разница, как между русским, который от рождения говорит по-русски, и немцем, который учился русскому языку по учебникам грамматики. Учтивость не есть добродетель ума, её основа в душе, в сердце.

Посмотрите, учтивы ли вы?

Некоторые пункты учтивости уже не актуальны в современном обществе. Как, например, первый пункт. А другие давно утрачены.

В следующей статье мы продолжим разговор на тему светского этикета, а пока не буду утомлять длинными наставлениями.

Оставляйте свои комментарии под статьёй. Мне очень важно ваше мнение на эту тему.

И подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить следующую статью.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

aristocratka.ru

Правила поведения в светском обществе

Мужчины и женщины с хорошим воспитанием знают светские обычаи и во всех ситуациях стараются следовать им. Каждый человек должен быть вежлив и любезен. Люди из светского общества уважают друг друга вне зависимости от наличия общих интересов и вкусов.

Для аристократов свойственен один стиль поведения. Им не нужно следить за своими манерами — для них это привычное состояние. Исключение могут составить люди, которые не имеют манер, но хотят их приобрести. Для этого нужно знать основные правила и следовать им.

Каждая куртизанка, желающая найти работу в сфере эскорта, должна уметь вести себя в светском обществе. Любой девушке легко найти работу в сфере эскорта, но стоит понимать — успешные модели знают правила этикета и ведут себя достойно на любых мероприятиях.

Основные правила поведения

  • . Осанка Первое, на что должна обратить внимание куртизанка — это её осанка. Невозможно представить воспитанного человека со сгорбленной спиной. Девушка должна быть стройна и выпрямлена. Если от рождения у вас нет ровной осанки — обязательно следите за тем, чтобы ваша спина была ровной. Эта покажет, что вы имеете чувство внутреннего достоинства и сможете преодолеть любые трудности.
  • Жесты. Аристократы всегда сдержанны и предупредительны. Они не будет бить посуду на эмоциях и резко размахивать руками, доказывая свою точку зрения. Воспитанный человек всегда контролирует свое поведение. Невозможно представить куртизанку, которая будет почесывать волосы, строить гримасы и громко сопеть в компании клиента. Громкий смех, закатывание глаз и размахивание руками — примеры дурного тона.
  • Речь. Практически все состоятельные мужчины имеют хорошее образование и хотят видеть таких же спутниц. Ни в коем случае не стоит произносить ругательных слов, повышать тон, кричать, грубить. Пустые разговоры и споры также будут признаком дурного тона. Любые сплетни, колкости и замечания недопустимы в компании высшего общества. Состоятельные мужчины и так уверены в себе и доказывать свою правоту им не приходится. Воспитанные люди уважают мнение другого человека, даже если не согласны с ним. При возникновении спорных ситуаций ни в коем случае не стоит переходить на личности или обсуждать семью оппонента. При разговоре не стоит употреблять слишком много слов и отступлений по теме, которая не касается обсуждаемого предмета. Разговаривая, не стоит брать в руки посторонние предметы и заниматься какими-либо делами. Воспитанный человек не скуп на комплименты, однако делает их с умом. Комплимент должен быть искренним и правдивым.
  • Внешний вид. Состоятельные люди хотят видеть в своей компании аккуратных девушек и женщин. В одежде желательно придерживаться классического стиля. Украшений должно быть не много. Даже если вы не имеете возможности покупать дорогую одежду — носите её с гордостью и достоинством. Эскорт модели не стоит надевать очень яркую одежду. Также стоит избегать любого проявления вульгарности. Состоятельные мужчины хотят видеть в своей компании лучших леди, и это никак не сочетается с развратом.
  • Эмоции. Главная черта аристократов — сдержанность. Эти люди тоже испытывают негативные эмоции, но никогда не будут срываться на посторонних. Состоятельные женщины не будут заниматься сплетнями и плести любые интриги. Не стоит этого делать и куртизанкам, которые желают оказывать эскорт услуги.

Состоятельные мужчины выбирают лучшее. Это касается пищи, жилища и женщин. Их не будет интересовать количество — качество превыше. Если вы решили стать эскорт моделью, вам обязательно придется пересмотреть свое поведение. Будьте сдержанны, аккуратны и обязательно имейте чувство собственного достоинства, и вы обязательно достигните успеха в сфере досуга.

www.superrabota.su

Светский этикет | ЗаТебя.Ru

Светский этикет

Светский этикет – это определенные правила поведения, нормы общения, а также соответствующие требования к одежде. В большинстве случаев, в пригласительной открытке указывается время начала торжества и рекомендуемая форма одежды. Нормами светского этикета предусматривается три варианта оформления пригласительных билетов. При первом указывается точное время прибытия, что исключает возможность даже незначительного опоздания. Второй допускает небольшую пятиминутную задержку, а третий позволяет опоздать на пятнадцать минут.

В плане поведения светский этикет отличается сдержанностью. Началом любого общения является приветствие. Дамы, здороваясь со знакомыми мужчинами должны протягивать руку для легкого рукопожатия. Сегодня поцелуй в ручку считается редким явлением и не всегда уместен. Руку женщина протягивает таким образом, чтобы ладонь мужчины была сверху, а ее – снизу. Приветствуя знакомую девушку, женщине допускается легкий поцелуй в щеку, однако, не касаясь губами самой щеки. Такой способ приветствия свидетельствует о давнем хорошем знакомстве женщин. При первом знакомстве женщины ограничиваются рукопожатием, либо фразой «Приятно познакомиться».

Для мужчин светский этикет в плане приветствия немного упрощен. Мужчина в любом случае должен протянуть руку для рукопожатия. Однако ладони при этом должны располагаться одинаково, в отличие от случаев приветствия женщины. Данная традиция появилась очень давно, и у мужчин является признаком уважения к новому знакомому. Для женщин рукопожатие является признаком главенства мужчины и уважения его превосходства.

В вопросах одежды светский этикет отличается достаточной строгостью. Вообще внешнему виду придается огромное значение. Как уже говорилось, форма одежды должна быть указана в письменном приглашении на мероприятие. Однако бывают случаи, когда приходится самим выбирать наряд, тогда военнослужащие облачаются в парадную форму, а гражданские лица – в вечерние костюмы. У мужчин это – смокинг, фрак или классический строгий костюм, у женщин – коктейльное или вечернее платье. По причине разнообразия нарядов светский этикет для женщин в плане одежды намного более подробный. На светские приемы рекомендуется выбирать одежду скромных, строгих линий и умеренных, неброских тонов.

Сбираясь на мероприятия, проводимые в утренние и обеденные часы (завтрак, коктейль, чай) отдаются предпочтения платьям обычной длины или костюмам. Добавить ансамбль можно небольшой шляпой из шелка, фетра или другого материала, причем во время приема шляпа не снимается. Кроме того, на дневной прием можно надеть матерчатые, шелковые или лайковые перчатки. В процессе завтрака, обеда или ужина перчатки необходимо снять, однако если на приеме планируется только распитие напитков, можно оставаться в перчатках. Их длина должна зависеть от длины рукава платья, чем длиннее рукав платья, тем короче перчатки, и наоборот. Если прием начинается после семи часов вечера, рекомендуется подобрать эффектное вечернее платье. Оно может быть более открытым и торжественным. Однако не стоит забывать о чувстве меры. С вечерним платьем не надевают шляпу.

При выборе украшений светским этикетом предусмотрено меньше ограничений. Здесь главное соблюдать меру, а также сочетание с украшением ткани и фасона платья. Беспроигрышным вариантом к черному длинному вечернему платью станет жемчужная нитка. Если выбрано более современное платье, то классическое украшение не будет с ним гармонировать. Платье и все аксессуары к нему лучше подбирать в одном стиле.

www.zatebya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *